АО «Концерн «Созвездие»
Последние годы мы часто слышим о необходимости цифровизации и даже цифровой трансформации предприятия. Первый шаг на пути к ней, который поможет оптимизировать бизнес-процессы – это создание на предприятии системы управления нормативно-технической документацией (СУ НТД). Она призвана связать постоянно меняющуюся НТД в её актуальном виде и системы управления данными об изделии, системы автоматизированного проектирования, что необходимо для успешного функционирования высокотехнологичного производства. Как СУ НТД помогло предприятию ОПК продвигаться по пути цифровой трансформации, рассмотрим в нашем кейсе.
АО «Концерн «Созвездие» создан в 2004 году на базе Воронежского НИИ связи. Входит в госкорпорацию «Ростех». Основные направления деятельности:
- разработка и производство высокотехнологичных интеллектуальных систем управления и связи, радиоэлектронной борьбы и спецтехники для ВС РФ и других специальных формирований;
- разработка гражданской и телекоммуникационной продукции (систем охранной сигнализации, радиочастотной идентификации, автономной навигации), ПО к ней.
Концерн разработал более 600 изделий и комплексов связи. Штат постоянных сотрудников насчитывает более 6 тысяч человек, из которых более 3 тысяч – это ИТР.
До начала сотрудничества с нами инженерно-технические работники предприятия тратили большое количество времени на поиск необходимых нормативно-технических документов и отслеживание того, какие из них актуальны, а какие отменены.
Обеспечение предприятия нормативной документацией требовало значительных временных затрат. Процесс выглядел так: у концерна имелся договор с Центром стандартизации (для покупки отдельных документов по запросу), договор о подписке на ИУС (информационный указатель стандартов), договор с ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» (для приобретения документов по запросу подразделений-разработчиков, военного представительства). Заведующей библиотекой НТД концерна приходилось, помимо выполнения других рабочих обязанностей, не только отслеживать выход документов, но и самой ездить за ними (заказывать, брать счет, оплачивать, потом снова ехать за документом). Это происходило 2 – 3 раза в месяц.
Ввиду огромного количества НТД ее проверкой на актуальность занимались 8 сотрудников предприятия из трех подразделений (отдела стандартизации, нормоконтроля и технической библиотеки).
Конструкторам, технологам, работникам других служб приходилось тратить много рабочего времени на запрашивание и получение нужного документа. Всё это сказывалось на производственном процессе, сроки выпуска новых изделий иногда сдвигались.
В силу оборонной специфики предприятия был ограничен доступ в Интернет: компьютер с доступом был один на несколько отделов.
Особенно часто с потерями времени сталкивались следующие подразделения:
- научно-технические центры (тематические, конструкторские, специализированные подразделения),
- управление технологических процессов,
- управление стандартизации и метрологии,
- фабрика радиоэлектронной аппаратуры (производственные подразделения),
- управление по качеству,
- управление технического перевооружения,
- энергетическая служба,
- служба по строительству и ремонту,
- служба эксплуатации,
- служба по производственному контролю, охране труда и окружающей среды.
Руководство концерна и специалисты понимали, что нужно что-то менять, что существующая система работы нуждается в оптимизации бизнес-процессов.
Назрела необходимость обеспечить всем подразделениям предприятия доступ «в едином окне» к документам федерального уровня и внутренней НТД, справочникам, каталогам, бюллетеням, актуальной информации по электронной компонентной базе и материалам, техническим характеристикам.
Также для повышения эффективности использования рабочего времени ИТР было необходимо настроить контекстный поиск по внутренним документам предприятия и гиперссылки между ними и актуальными требованиями законодательства. Для этого требовалось перевести документы в электронный формат не только в скан-копиях, но и в полнотекстовом виде.
Используемая на предприятии система PDM (система управления данными об изделии) содержала в своей базе нормативные документы, однако они были представлены в виде скан-копий без возможности ведения полнотекстового поиска, что не позволяло быстро находить нужный документ по его контексту.
В свою очередь конструкторам было важно иметь возможность оперативной проверки нормативных ссылок на актуальную НТД непосредственно из системы управления данными об изделии PDM STEP Suite, а также из применяемых CAD-систем (Altium Designer, Creo Parametric (Pro/ENGINEER)), чтобы исключить использование устаревших документов при проектировании изделий.
Таким образом, предприятию была нужна такая компьютерная система работы с НТД, которая бы связала ее воедино с PDM и CAD-системами и позволяла бы их пользователям оперативно иметь актуальную информацию по ГОСТам и внутренним документам.
Заказчик высказал пожелание, чтобы система управления нормативной и технической документацией сочетала в себе следующие свойства:
- полнота баз внешних документов и автоматическая актуализация;
- удобство и простота интерфейса;
- плавающие лицензии;
- возможность интеграции с PDM и CAD-системами;
- адекватная стоимость.
Проанализировав исходную информацию от Заказчика, наши специалисты предложили следующее решение:
- Создать единое информационное пространство на платформе «Tехэксперт» как часть системы управления нормативно-технической документацией, которое обеспечит оперативный доступ к фондам документов федерального уровня и внутренней НТД;
- Документы внутреннего характера разместить в модуле «Техэксперт: Банк документов» в полнотекстовом формате, что позволит связать внутреннюю документацию предприятия и внешний фонд;
- Настроить интеграцию с PDM и САПР, чтобы сократить время на актуализацию ссылок на НТД в рабочей документации.
Для начала работы с Заказчиком запланировали тестирование СУ НТД на 20 рабочих местах. Тестирование проводилось для того, чтобы понять, насколько велика реальная потребность в использовании системы. Наши специалисты понимали, что в оснащении СУ НТД нуждается гораздо больше пользователей. Это подтвердило и тестирование. В итоге «Созвездие» заключило первый договор на 50 рабочих мест. Но это было только начало.
В процессе работы с Концерном «Созвездие» нашими специалистами:
- установлены система управления нормативно-технической документацией и полный комплект «Техэксперт» (количество пользователей – 1300);
- организован доступ всем подразделениям к внешней и внутренней документации предприятия (через созданный «Единый фонд электронной нормативной документации (ЕФЭНД) «Концерн «Созвездие»);
- внутренние документы организации переработаны и включены в систему в двух форматах (полнотекстовом и в виде скан-копий). На данный момент в Банке документов Концерна содержится более 1 200 документов вида СТО, ГОСТ В, ГОСТ РВ, ОСТ В, И, Р, РИ, а также извещения об изменениях СТО. На последующих этапах, благодаря тому, что у нашего программного комплекса имеется сертификат ФСТЭК по 4-му уровню контроля РД НДВ и ТУ, в Банке документов СУ НТД возможно организовать хранение в т.ч. документов ограниченного распространения;
- персонал Заказчика обучен работе с системами. Наполнение Банка документов производится его сотрудниками;
- функционирует линия профессиональной поддержки для Заказчика.
Созданная нашими специалистами система управления нормативно-технической документацией включена в стандарт организации как легитимный источник получения нормативных документов.
В результате, на протяжении нескольких лет сотрудничества, количество пользователей систем «Техэксперт» увеличилось в 65 раз! (по сравнению с предварительным тестированием на 20 рабочих местах).
- по оценке представителей концерна, годовая экономия от внедрения СУ НТД составляет от 10% рабочего времени ИТР (в зависимости от подразделений). Например, отдел стандартизации тратит в разы меньше времени на проверку актуальности стандартов и другой НТД;
- применение автоматической проверки актуальности позволило сократить количество итераций по согласованию внутренних документов, в частности, конструкторской документации, с 6–10 до 3–5, а соответственно, сэкономило месяц рабочего времени сотрудников за год и средства на оплату их труда;
- заказчик выявил, что использование СУ НТД с автоматическим обновлением благодаря всегда актуальным данным экономит значительные средства предприятия за счет отсутствия брака на опытном производстве;
- при прохождении аккредитации метрологическая служба концерна благодаря СУ НТД сократила временные затраты на 5 дней в год (теперь на подготовку и проверку актуальности необходимых для аккредитации документов требуется два дня вместо семи);
- реализация интеграции CAD-программ с СУ НТД дополнительно снизит временные издержки и повысит эффективность труда конструкторов.
Осознавая, что применение СУ НТД является инвестиционной выгодой, то есть эти вложения окупаются за счет увеличения скорости обработки информации и возросшей производительности труда, руководство Концерна планирует не останавливаться на достигнутом.
В перспективе дальнейшего развития сотрудничества с Концерном:
- обеспечить полный цикл создания и использования нормативной документации вида СТО, РИ в Концерне на базе технологий СУ НТД;
- продолжить дальнейшее сотрудничество и планово перейти к внедрению СУТр (Системы управления требованиями);
- интегрировать СУ НТД и систему управления данными об изделии PDM STEP Suite, СУ НТД и САПР, применяемые при разработке изделий, что поднимет на новый уровень управление проектной работой и производственной деятельностью Концерна.
Внедрение СУ НТД – это логичный шаг на пути цифровой трансформации предприятия, необходимой для более эффективной работы производства, повышения конкурентоспособности, роста прибыли!
«Нашим специалистам удобно пользоваться системой управления нормативно-технической документацией, они знают, что в ней – самые последние документы в актуальных версиях. Это касается и национальных НТД, и фонда наших внутренних НД, ведущегося в модуле «Банк документов».
Информационная база СУ НТД регулярно обновляется. Это значит, что мы всегда оперативно имеем необходимые данные по организационно-техническим, нормативным документам, стандартам на материалы и комплектующие изделия. Работа наших разработчиков в диалоге с информационной системой получает дополнительные возможности повышения эффективности.»
«Использование СУ НТД способствует снижению трудоёмкости разработки конструкторской документации. Теперь у разработчиков уходит меньше времени на поиск необходимой информации, проверку нормативных ссылок, снизилось количество возвратов на доработку при согласовании конструкторской документации.
Интеграция СУ НТД с имеющимися системами автоматизированного проектирования, системой управления данными об изделии – это сокращение временных затрат и, соответственно, высвобождение времени на творчество. А чем больше времени у разработчика высвободится на творческий процесс, тем больше вариантов конструкции он проработает, выберет оптимальное решение и быстрее завершит проектирование. То есть внедрение СУ НТД помогает сделать труд специалистов более эффективным.»
«Специалисты нашего центра отмечают, что база ГОСТов СУ НТД хорошо структурирована и понятна, содержит актуальную информацию по изменениям нормативных документов. Нам очень удобно работать в ней благодаря возможности просматривать несколько ГОСТов одновременно. Очень полезна функция скачивания ГОСТа на рабочее место. Также в системе содержатся документы нашего предприятия по СМК, различные инструкции, а сервисные возможности «Техэксперт» позволяют работать с ними в формате единого окна.
В итоге у нас значительно снизились временные затраты на поиск и доступ к нормативным документам. Теперь сократилось и время поиска информации для разработки КД.»
У нас много интересных кейсов и большой опыт работы. Позвоните нам по телефону 8 (800) 770-07-15 или напишите в форме обратной связи ниже – подумаем над решением ваших задач вместе.